Считается, что дискриминация при транзите через акваторию прибрежных государств предположительно ниже, чем при транзите по суше. Поэтому при дискриминационных условиях сухопутного транзита при наличии альтернативы его целесообразно заменить на морской транспорт.
В случае предоставления транзита усилия по максимизации в краткосрочном периоде доходов от транзита по существующим трубопроводам могут привести к строительству альтернативных трубопроводов в обход сложной транзитной страны. Потенциально диверсификация ведет и к снижению средней величины транзитных тарифов в регионе, что дает экспортеру и импортеру дополнительный экономический выигрыш. Кроме того, значительный объем инвестиций в транспорт, высокая стоимость транспортировки газа по трубопроводам, а также высокая доля транспортных затрат в конечной цене газа придает минимизации расстояний критически важный характер. Однако свобода выбора оптимального маршрута транзита является одновременно ограничивающим фактором диверсификации. Ключевое положение антикризисной программы предусматривает также создание в странах-членах МЭА стратегических запасов Углеводородов. Создание запасов нефти являются краеугольным камнем политики МЭА в области обеспечения безопасности нефтеснабжения. Для нефтяного комплекса необходимы определенные резервы для ежедневного функционирования — для того чтобы обеспечивать потребность при кратковременных изменениях спроса и цен на нефть, разницы в загрузке и т. д. Однако минимально необходимые экономически целесообразные оперативные запасы нефти компаний не всегда являются стратегически достаточными. Стратегические запасы нефти должны покрывать больше, чем изменения ежедневного спроса или потребностей одной компании. Поэтому многие страны разработали собственные требования к объемам стратегических резервов. В целом страны-участницы МЭА, в соответствии с соглашениями, должны иметь стратегический запас нефти, равный 90-дневному объему импорта нефти за предыдущий год. Все страны-участницы МЭА разработали национальное законодательство или правительственные документы, касающиеся чрезвычайных резервов, которые обязаны иметь нефтяные компании и государственные организации. Три страны — Канада, Норвегия и Великобритания — являются исключением в этом отношении. Норвегия имеет национальное законодательство, в Великобритании действуют нормативные акты ЕС, которые базируются на определении объемов внутреннего потребления нефти, а не чистого импорта. Канада не имеет внутренних или международных обязательств в данном отношении.