Год смерти Ярослава МудрогоОтметим также, что год смерти Ярослава Мудрого — 1054 — в истории христианского мира известен, прежде всего, как год официального раскола единой Церкви на два непримиримых доныне направления — католицизм и православие. Несмотря на некоторую отстранённость от деятельности византийской патриархии, митрополиты Руси в полной мере разделяли активную антика — толическую позицию Константинополя и старались передать её не только местному духовенству, но и представителям светской власти. Не случайно один из основателей Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий внушал сыну Ярослава Мудрого — князю Изяславу, что следует всячески избегать общения с латинянами «и всего их обычая и норова гнушатися и блюстися», что нельзя с ними «в едином сосуде ясти, ни питии», а «своих же Дочерей не даяти за не, ни у них поимати, ни брататися с ними». Но вряд ли стоит утверждать, что на князя Изяслава, женатого на дочери польского короля Гертруде и состоявшем благодаря династической политике своего отца в союзе с доброй половиной правителей католической Европы, такие увещевания духовенства оказали значительное влияние. Киевские князья, как и повелители соседних с Русью католических стран, прекрасно понимали, какие беды повлечёт за собой слепое перенесение на восточноевропейскую политическую почву противостояния, возникшего между Константинополем и Римом. Поэтому, как отмечает российский автор Б. Н. Флоря, контакты между светскими властями Руси и её западных соседей активно развивались на всем протяжении домонгольского периода, а их отношения по-прежнему «отличались взаимной заинтересованностью, терпимостью, отсутствием конфессиональной предвзятости».