Обращение в христианство новых славянских и финно-угорских племёнПо мере обращения в христианство всё новых славянских и финно-угорских племён количество епископств «Руской митрополии» постепенно возрастало, и к концу правления Ярослава Мудрого епархиальным делением была охвачена вся территория Киевской державы. В XI в. появились епископства в Переяс — лаве и Турове, в следующем столетии — в Полоцке, Смоленске и Рязани. В этом неуклонном распространении христианства среди языческих подданных Киевской державы были свои подвижники и мученики. Особенно сильное сопротивление язычество оказывало на северо-восточных окраинах. Историк церкви Н. Н. Воейков отмечает: «Распространение христианства, встретившее столь благоприятную почву на юго-западе Руси, наткнулось на препятствия у языческих диких племён Тем не менее, христианство на Руси продолжало укрепляться, и в том же XIII ст. общее количество православных епархий достигло четырнадцати. В XIV в. появилось самостоятельное епископство во Владимире-на-Клязьме, ставшем к тому времени вторым после Киева центром «Руской митрополии». Как пишет Н. Яковенко, дробление первональных епархиальных структур стало следствием политической децентрализации Киевской державы. «Своя» епископская кафедра как бы фиксировала самостоятельность княжества, и местный князь не только охотно соглашался на её создание, но и предоставлял необходимое материальное обеспечение. Поэтому совпадение пределов православных епархий с границами того или иного крупного княжества было далеко неслучайным, а решающее слово при выборе кандидата на сан епископа оставалось за удельными князьями. Кстати, именно православию, а точнее канцеляристам Константинопольского патриархата, нынешняя Россия обязана своим названием.