Переезд митрополита в КиевВ качестве единственной причины переезда митрополита летопись называет «татарское насилие», которое якобы вынудило Максима и его окружение покинуть Киев. Долгое время эта ссылка на абстрактное насилие вызывала недоверие и расценивалась многими исследователями только в качестве уловки, призванной оправдать поступок духовного пастыря. Такая позиция представлялась вполне убедительной, поскольку внятных сведений о каких-либо военных столкновениях в районе Киева, которые могли бы вызвать опасения митрополита за свою безопасность, источники не содержали. М. Грушевский в этой связи даже писал, что «известие о несносном татарском насилии и опустошении целого Киева мы должны принимать с определённой осторожностью».

Но в 20-х гг. прошлого столетия известие летописей, оправдывающее переезд Киевского митрополита во Владимир-на — Клязьме, было соотнесено с борьбой за власть, развернувшейся в те годы в Золотой Орде и вылившейся в ожесточённый вооружённый конфликт. Известно, что в 1270-х гг. могущественный темник Ногай распространил свой контроль над обширной территорией от нижнего течения Дуная до низовьев Северского Донца. Фактически Ногай ханом не был, но являлся Чингизидом и слыл выдающимся полководцем, под началом которого была как минимум «тьма» войска, то есть 10 тысяч всадников. Без какого-либо разрешения сарайских ханов Ногай самостоятельно обменивался посольствами с султаном Египта Калавуном, и даже породнился с византийским императором Михаилом Палеологом, женившись на его внебрачной дочери Евфросинии. Так что летописец был прав, называя Ногая царём татарским, центром владений которого стало Понизье — часть более поздней исторической области Украины Подолья. Вассалами Ногая признавали себя преемники короля Руси Данилы Галицкого, правившие в Га — личине и Волыни князья династии Романовичей.