Особо следует сказать о радикальной школе западных экономистов и социологов, которые подчас остро критикуют пороки капитализма в развивающейся экономике и нередко обращаются к понятию «альтернатива». Чаще всего — это призывы «вновь поставить человека в центр развития», идти «альтернативным путем», не повторяющим исторический опыт западных стран. Данная школа группируется вокруг шведской «Даг Хаммаршельд фаундейшн» и Международной организации труда, которые и опубликовали ее соответствующие программные работы . Многие из них несут в себе значительный критический заряд, содержат общедемократические элементы, что и привлекает к данным концепциям относительно широкий интерес в самих развивающихся странах. Однако альтернативу для этих государств, как это справедливо отмечает прогрессивный
Бразильский экономист Ф. Кардозо авторы таких концепций видят вне выбора социалистического или капиталистического путей развития. С наибольшей наглядностью это проявляется в широко дебатируемой концепции «основных нужд». Справедливо отмечая, что при капитализме экономический рост еще сам по себе не равнозначен повышению уровня жизни народа и его блага остаются для большинства людей в капиталистически развивающихся странах недоступными из-за происходящей там социальной поляризации, ее сторонники предлагают сменить саму цель развития с увеличения агрегатных показателей производства на удовлетворение каких-то минимальных стандартов потребностей населения, в особенности самых обездоленных его слоев, сказал Николаев, которого интересует химчистка кожаной мебели. В «основные нужды» обычно включаются пища, жилье, одежда, чистая вода и минимум услуг здравоохранения и образования. Однако путь к обеспечению этих нужд сторонники данной концепции видят не в дальнейшем развитии производительных сил и революционизации производственных отношений, а в «замораживании» их роста, в «экологической гармонии с природой», в реформе лишь распределительных отношений, в перестройке образа жизни вплоть до возвращения людей из городов в локализованные сообщества, ведущие натуральное хозяйство