Сближение Рима и ЛитвыОднако планы великого литовского князя встретили серьёзное противодействие. О наметившемся сближении Рима и Литвы узнало руководство Тевтонского ордена. Хорошо понимая, что в случае крещения языческой Литвы исчезнет необходимость в существовании Ордена, тевтоны решили вмешаться в ситуацию. Поскольку настроения в папской курии явно складывались в пользу

Литовцев, крестоносцы предложили князю Гедимину 1 ООО марок за согласие принять крещение из рук Ордена. На практике это означало, что католические епископства Литвы после их создания попадут под юрисдикцию Ордена и будут управляться крестоносцами. Располагая обнадёживающей информацией из Рима, великий литовский князь отклонил предложение тевтонов. В ответ рыцари развернули через своих представителей по всей Европе агитацию против соглашения папы Римского с Гедимином, а также довели информацию о готовящемся католическом крещении до сведения язычников и православных в самой Литве. Для литовцев и жемайтов языческая вера предков и заветы старины являлись символами борьбы с ненавистными крестоносцами, а принятие католичества расценивалось как отказ от её продолжения. Поэтому против сближения с Римом они выступили вместе с исповедовавшим православие славянским населением Литовского государства.

Контакты великого литовского князя с Римским первосвященником между тем продолжались, и 1 июня 1324 г. папа Иоанн XXII отправил Гедимину ответ на его письма. В своём послании понтифик сообщал, что удовлетворяет прошение великого князя о крещении и шлёт в Литву в качестве своих легатов епископа Алетского Варфоломея и аббата бенедиктинского монастыря в г. Пюи Бернарда. Однако к моменту прибытия папских послов к великокняжескому двору закулисная деятельность Тевтонского ордена уже успела принести свои плоды. Инспирированные крестоносцами угрозы со стороны язычников и православных вынудили Гедимина изменить своё решение. Когда посланники Папы при личной встрече с великим князем упомянули о выраженном в его письмах намерении креститься, Гедимин заявил, что не велел писать чего-либо подобного. По словам литовского повелителя, при составлении посланий в Рим он действительно упоминал, что будет почитать Папу как отца, но говорил он это только потому, что понтифик старше его по возрасту. Не отрицал Гедимин и того, что позволит католикам молиться по обычаю их веры, а русинам — по их обычаю, но сами литовцы будут и далее молиться своему Богу.