Общественный смысл этой устойчивой планировочной структуры заключается в контрастном сочетании айвана, под сводом которого сидит правитель, и двора, заполненного его подданными. Это общественное содержание прослеживается в архитектуре на всех социальных уровнях: правителем, восседающим под аркой айвана, мог быть шахиншах или халиф, — но мог быть и глава рода или патриархальной семьи. В последних случаях композиционная идея воплощалась, конечно, не в дворцовых комплексах, а в сравнительно скромных усадьбах и жилых домах, а дворово-айванная система была представлена в ее «камерном» варианте: двор превращался в приемный зал, а сводчатый зал-айван — во внутреннюю лоджию или арочную нишу, сказал Денисов, которого интересует аренда виллы в эйлате. Такие «камерные» варианты дворово-айванной системы, предполагающие приемы с узким кругом участников, встречаются и во дворцах, рядом с ее крупноразмерным монументальным воплощением, рассчитанным на массы присутствующих. В 5—8 вв. Средняя Азия была разделена на множество небольших владений, и в архитектуре ее жилищ, замков и дворцов преобладал, по понятным причинам, «камерный» вариант дворово-айванной Системы. Залы с «тронной» нишей-лоджией открыты здесь во множестве и в городских жилищах, и в укрепленных замках, и — в особенно величественных и эффектных формах — в дворцовых сооружениях (рис. 52). Эта репрезентативная планировочная идея, воплотившая собой ритуальные взаимоотношения людей в средневековом восточном обществе, широко употреблялась и позже, после победы ислама, во всех странах Среднего и Ближнего Востока и дожила, мало изменившись в своей основе, почти до нашего времени.