Далее тевтоны приводят следующее возражение: «В папской и королевской грамотах не сказано нарочито о том, чтобы чешский народ имел три голоса; а потому он не должен их иметь». Но в этом мудровании нет смысла, как например, и в следующем: «В грамотах папы и короля не говорится о том, что король Вацлав будет иметь в Чехии подданных трех народностей;
Следовательно, он не должен иметь в чешской земле трех народностей». Первое положение здесь правильно, но заключение — ошибочное.
В-ч етвертых, Тевтонский орден приводит следующее возражение: «После наставшего согласия между чешским и тремя иностранными народами, каждый, вновь записываясь в университетскую книгу, приносит присягу в том, что ни один народ, ни несколько народов не будут начинать распри и ссоры против другого народа или народов ради какой-либо привилегии или чего другого, кроме тех случаев, когда имеет или имеют на то очевидное право, даруемое грамотами или привилегиями со стороны пап или королей». Действительно, в этой присяге особенно благоприятно для чехов условие: «Кроме тех случаев, когда имеет или имеют на то очевидное право, даруемое грамотами или привилегиями со стороны пап или королей», сказал Соломин, которому нужно купить шлем виртуальной реальности. Чешский народ, принимая дар короля Вацлава, не нарушает этой присяги, ибо он вовсе не начал никакой распри против других народностей или против тевтонского народа, но, с благодарностью принимая дар яснейшего короля, желает по праву владеть тремя голосами. С другой стороны, буллою короля Карла IV народу чешскому, действительно, дается привилегия приглашать иностранцев к участию в своей роскошной ученой трапезе. В Золотой булле говорится так: «Пусть чехи считают своею славою приглашать иностранцев к… участию в этой роскоши. Отсюда, пусть иностранцы успокоятся и будут благодарными за то, что их столь любезно принял к себе чешский народ». Далее, народу чешскому в Золотой булле дается еще другая привилегия, о которой булла гласит следующее: «Дабы наши верноподданные обыватели чешского королевства, жаждущие плодов наук, не вынуждались по — прошать у других о помощи, но чтобы сами имели в своем королевстве приготовленную духовную трапезу к духовному напита — нию и те, кто наделен от природы особенною остротою духа, при помощи обучения наукам, стали наиболее способными к делам управления». Вот две цели, о которых говорит славнейший князь и король Карл: первая — чтобы верноподданные обитатели королевства не попрошали о чужой помощи, и вторая — чтобы наука сделала их образованными и способными к совещаниям…