Наконец, весьма часто rubato subito : tempo giusto разрывается мгновеньями tempo rubato, временной поток музыки внезапно изгибается, поверхность звуковой формы покрывается рябью, скажем так… Исполнительски найти меру этого rubato subito, конечно, труднее всего: внезапно и на миг нарушен мерный ход музыки —тут же и восстановлен.
Можно, разумеется, типизировать случаи tempo rubato у Дебюсси, но ни малейших сомнений не должно остаться в том, что дух rubato всепроникающ в музыке французского мастера, игра со временем есть часть стиля Дебюсси независимо от того, в какой ремарке она себя выражает. Кстати, ремарка rubato не самая употребительная, много чаще находим мы ремарку «cedez».
«Cedez»— повелительная форма от глагола «ceder», что означает «уступать», «поддаваться», «передавать»… но не означает «замедлять», а ведь именно так — «замедлять»!—переводится ремарка в отечественных изданиях фортепианной музыки Дебюсси. Нет, это не «замедление», это переход, связка, изгиб, what is sap. Конечно, нелегко найти меру «cedez» даже тогда, когда ремарка понята верно, не всегда легко найти даже и общую идею, но помнить о том, что «cedez» всегда относится к связке, переходу — значит облегчить решение исполнительской проблемы в каждом отдельном случае. Это значит, например, найти меру «cedez» в случае связки из двух нот в «Туманах» , связки-фигурации в «Танце Пека» , аккордового хода-связки в «Канопе» …