Католическое духовенствоПоложение, которое занимало в польском обществе ещё одно свободное сословие — католическое духовенство — отчасти походило на положение православного духовенства Руси. После перехода Поморья под власть Тевтонского ордена все польские приходы, независимо от их государственной принадлежности, по-прежнему входили в единую Гнезненскую митрополию. Таким образом, церковь стала единственным общественным институтом, а католическое духовенство — единственным сословием, обеспечивавшим единство разделённых польских земель. В то же время, духовное сословие, подобно горожанам, имело в своей среде большое количество иноземцев, поскольку с XII в. в Польше действовали монашеские ордена цистерцианцев, иоаннитов, премонстрантов, францисканцев и доминиканцев. Их связи с монастырями на родине способствовали привлечению в страну образованного духовенства из Европы и этническому многообразию польского церковного сословия. Конечно, большое количество иностранцев, являвшихся к тому же наиболее квалифицированным и образованным слоем населения, создавало для королевской власти определённые трудности. Так, поселившиеся на польских землях немецкие колонисты пользовались первоначально своеобразным правом экстерриториальной подсудности, обращаясь для апелляции при разрешении споров не в местные, а в иностранные суды, особенно в Магдебург. Унаследовав такое положение от прежних времён и понимая его пагубность для интересов Польского государства, Казимир Великий учредил в Сандомире, Кракове, Калише и других городах высшие суды. Эти суды король объявил последней инстанцией при разрешении споров среди населения, жившего по немецкому праву, а за обращения в суды чужих государств карал конфискацией имущества.