Общеевропейские процессы консолидации племёнОдновременно в Литве шли общеевропейские процессы консолидации племён, однако собственное государство сложилось здесь на 200 лет позднее, чем у соседних славян Руси и Польши. Объясняя причины столь существенного запаздывания в развитии государственности своего народа, литовский историк Э. Гудавичюс пишет: «Ответ мы находим в действиях Руси. В сороковых годах XI в. Русь и Польша совместно воевали против мазовшан и племён, выступивших в их поддержку. Именно в 1040 и 1044 гг. князь киевский Ярослав ходил на Литву. Литовцы были вынуждены признать верховенство Руси и платить ей дань. Подобное положение замедлило развитие нарождающейся литовской государственности. Серьёзная опасность угрожала самому существованию Литвы: зависимость могла смениться полным присоединением к Руси, следствием этого должно было стать принятие православия со славянской литургией». Неудивительно, что в тот период русины знали литовцев значительно Лучше, чем поляки или немцы. От полного растворения среди многочисленного населения Руси литовский этнос спас начавшийся распад Киевской державы на удельные княжества, благодаря которому в 1131 г. литовцы вернули себе независимость.

После обретения самостоятельности на литовских землях вновь возобладали процессы консолидации, и уже к концу XII в. здесь сложилась конфедерация племён, руководимая группой князей во главе со Стакисом и Дангерутисом. Связи между отдельными частями этой конфедерации были непрочными, и высшие по положению князья не контролировали ни внутреннюю жизнь подвластных им земель, ни взаимоотношения между «низшими» правителями. По словам В. Антоновича: «Народы литовского племени объединялись только общностью этнографической и культурной: тождество происхождения, языка, быта составляли между различными народами литовского племени связь этнографическую; тождество преданий и религиозного культа служило связью нравственной, культурной; последняя проявлялась и единственными наглядными признаками народного единства: общими, центральными для всего племени, святилищами и общим сословием жрецов…»