Поездка Данилы Галицкого на поклонБолее того, во время поездки Данилы Галицкого «на поклон» в Сарай, хан Батый сделал его своим «мирником», а не «данником», какими являлись все северо-восточные князья. Расшифровывая понятие «мирник», Н. Яковенко отмечает, что благодаря дипломатическим усилиям Данилы, Галицко-Волынскому княжеству удалось достичь более мягкой формы зависимости от Золотой Орды, чем Киевщине и Черниговщине. Правители Га — личины и Волыни считались не слугами, а федератами хана: они должны были посылать собственное войско для монгольских походов, но регулярной дани, сопровождаемой переписью населения, не платили. А вот совместные с войсками монголов походы против европейских стран галицко-волынским князьям пришлось совершать в качестве «мирников» не один раз. Эта разница в статусе князей и их земель будет наблюдаться и далее. Повелители Галицко-Волынского княжества после поездки князя Данилы в 1245 г. в Сарай за ханскими ярлыками больше не обращались и решали вопросы перехода власти самостоятельно. В то же время владимиро-суздальские, а затем и московские, князья получали этот символ великокняжеской власти от ханов Золотой Орды вплоть до окончания татарского ига. Внук Дмитрия Донского, великий московский князь Василий Темный, получил свой ярлык в 1432 г. из рук хана Махме — та, а его сын — Иван III, при котором Московское государство освободилось от татарской неволи, обрёл свои великокняжеские полномочия в 1462 г. вместе с ярлыком, переданным ему ханским послом. Платили северо-восточные княжества и «налог кровью», посылая своих воинов вместе с ордынцами в Литву, Польшу или в далёкие азиатские походы. Только за первое после монгольского завоевания столетие дружинам Владимиро-Суздальского княжества пришлось, как минимум, шесть раз принимать участие в таких походах и понести немалые потери. Но вернемся к Киевщине и Черниговщине, чьё положение, по сообщению Н. Яковенко, было более тяжёлым, чем у Галицко-Волынского княжества «прерывается более чем на четверть века информация летописей Северо-Восточной Руси о Среднем Поднепровье и Галицко-Волынском княжестве, что лишает исследователя возможности дать сколько-нибудь точное определение политического статуса Киева». В равной степени это замечание относится не только к политическому статусу, но и к системе налогообложения, введённой татарами в Киевской земле.