Смерть митрополита Кирилла IПосле смерти митрополита Кирилла I на освободившееся место высшего иерарха в 1051 г. собором епископов Руси был поставлен пресвитер княжьей церкви на Берестове Иларион. Было ли это избрание отголоском недавно закончившейся войны с Византией, в ходе которой эскадра императора Константина Мономаха сожгла флот киевского князя? Рассматривал ли Ярослав Мудрый этот шаг как временную меру, призванную ограничить влияние греков на церковную и политическую ситуацию в стране? Или этот поступок свидетельствовал о желании киевского князя создать независимую от Константинополя автокефальную церковь Руси? Ответа на эти вопросы источники не содержат. Избранный епископами Руси митрополит не получил признания Константинопольского патриарха и после смерти князя Ярослава Иларион был немедленно заменён присланным из Византии греком Ефремом. Отвергая право епископов самостоятельно избирать своего главу, патриарх опирался на указанный выше 28-й канон IV Вселенского собора. Однако и действия епископов Руси тоже нельзя было признать нарушением установленного порядка, поскольку первое из Апостольских правил гласило: «Епископа да поставят два или три епископа». Апостольские правила возникли на заре христианства, когда в церковной иерархии ещё не было ни митрополитов, ни патриархов, ни Вселенских соборов, решения которых могли только развивать, но никак не отвергать апостольские установления. Таким образом, с давних пор церковные правила содержали серьёзную коллизию, которая создавала благоприятную почву для обретения самостоятельности многими православными митрополиями.