В первом параграфе данной главы мы дали некоторые определения рынка с точки зрения социологии и экономики. Одно из самых распространенных определений рынка — это рынок как институт обмена. Рональд Коуз в книге «Фирма, рынок и право» отмечает, что экономисты очень хорошо раскрывают, как работает рынок, но что такое рынок, они не рассматривают. Почему? Потому что у них нет понятия издержек обмена — и в таком мире можно рассматривать только обмен, а рынок выступает только совокупностью или суммой этих обменов. Но если принимать во внимание существование трансакционных издержек, то рынок как институт обмена приобретает смысл. Ограждения, металлические ограждения, кованые ограждения в Москве. Рынок как институт организует обмен так, чтобы сокращать трансакционные издержки — в этом функция данного института. Историки, конечно, сомневаются, что во все эпохи рынок организовывал только обмен — в ранних империях, как считал Поланьи, рынок — также институт распределения. И в каждую историческую эпоху институт рынка существенным образом меняется в зависимости от ключевых социальных институтов и форм культуры.
Можно предположить, что рынок с социологической точки зрения представляет не только экономический институт, но и социальный институт, встроенный в более широкую систему социальной организации. Например, городской рынок позднего Средневековья был одним из социальных институтов городского пространства, рядом с ним и на службе у него были институты цеховой организации ремесленного производства, рядом с ним обязательно были институты торговли — торговые гильдии, рядом были банки, и не последнюю роль играло городское управление. Функционально рыночный институт с социологической точки зрения можно представить как общественно санкционированные и закрепленные в культурной традиции правила производства, торговли, обмена и распределения товаров. Рынок в социальном смысле интегрирует людей — не просто соединяет спрос и предложение в виде производителей, посредников и потребителей, а задает модели социального поведения. Или рынок предполагает эквивалентность обмена и ее правила — следовательно, формируется понятие справедливости коммутативного типа, мы теперь требуем не справедливости в распределении результата, а справедливости правил или процесса, требуя равенства всех как участников общественной жизни, признавая возможное неравенство результатов. Вот поэтому справедливость в таком рыночном обществе понимается как честность.