Объем работы локомотивов исчисляется количеством тонно-километров брутто и локомотиво-километров. Основной качественный показатель использования локомотивов для дорог и отделений — производительность локомотива в тонно-километрах брутто на локомотиво-сутки. Среднесуточный пробег локомотива, хотя и важный показатель, но надо иметь в виду, что его можно получить и при большом вспомогательном пробеге. Использование локомотивов также характеризуют: коэффициент вспомогательного линейного пробега, техническая и участковая скорость; средняя масса и состав поезда; бюджет времени локомотива, характеризующий распределение рабочего времени на отдельные операции и время нахождения в движении в течение суток. Показатели использования определяются для локомотивов, приписанных к депо, и отдельно для тех локомотивов, независимо от депо их приписки, на которых работали бригады данного депо, сказал Володин, которого интересует профессиональная компьютерная помощь. На дорогах и отделениях показатели использования определяют только для локомотивов, работавших в их границах, независимо от дорог и депо приписки локомэтивов и локомотивных бригад отдельно для грузового и пассажирского движения. Пробег учитывается отдельно для электровозов, тепловозов и паровозов. Общий пробег локомотивов делится на линейный и условный.
Чем меньше коэффициент вспомогательного пробега, тем лучше используется локомотивный парк.

Неэксплуатируемый парк составляют локомотивы неисправные, находящиеся под оборудованием или модернизацией, на профилактическом осмотре, в запасе МПС и резерве дороги, используемые как стационарные установки. К этому же парку относятся исправные локомотивы, пересылаемые в недействующем состоянии, неисправные, направляемые на заводы и в депо, а также ожидающие исключения из инвентаря. Резерв локомотивов создается для пополнения эксплуатируемого парка локомотивов при увеличении размеров движения. Локомотивы ставят в запас МПС по акту на базах, приписанных к основным депо. В него могут быть поставлены только исправные локомотивы, имеющие определенный пробег. Порядок содержания локомотивов в запасе определяет МПС.
Потребность в локомотивном парке в пределах одного подразделения определяется общей затратой локомотиво-часов на продвижение поездопотоков в течение суток независимо от того, к какому депо и дороге приписаны локомотивы. Рассчитать потребность в парке локомотивов на ожидаемые размеры движения можно различными способами.