Эффективность участия в выставке складывается из многих факторов: правильный выбор выставки, продуманная программа подготовки, качественная работа команды стендистов и, конечно, дизайн выставочного стенда.

Сейчас именно дизайну стенда уделяется особое внимание, и это — не просто дань моде. Научно обосновано, что 90 % информации человек получает через зрение, то есть зрение является первичным и самым сильным «поставщиком информации». Более того, результаты опросов показывают, что посетитель выставки, идущий по проходу в выставочном павильоне, тратит примерно 5 секунд на принятие решения о том, стоит ли ему посмотреть стенды выставочные, или лучше идти дальше. Всего 5 секунд на принятие решения, и на 90% это решение основывается на зрительном восприятии!

Конечно, возникает желание создать самый дорогой и роскошный стенд, такой, чтобы никто не мог пройти мимо. Но не каждая фирма может себе это позволить, да и так ли уж это важно? Основная цель участия в выставке обычно глубже и сложнее, чем просто «выделиться». Речь идет в первую очередь не о том, чтобы собрать вокруг своего стенда всех посетителей выставки — и пусть восхищаются! Задача эффективного дизайна — привлечь конкретную целевую группу посетителей, и не просто привлечь, а убедить на языке визуальных коммуникаций, что именно ваша конкретная фирма — тот партнер, который им нужен!

Возможно ли предсказать реакцию посетителей заранее? Общие способы восприятия (например, непроизвольная реакция на движение, реакция нервной системы на определенные цвета) едины для всего человечества, и могут стать мощным оружием дизайнера. Кроме того, каждая целевая группа имеет свои особенности: свои ассоциации, свои образы, свои стереотипы. Имея «портрет» целевой группы «желанных» посетителей стенда, можно разработать дизайнерские решения, особенно сильно воздействующие конкретно на эту группу. Именно поэтому разработка дизайна стенда начинается с разработки концепции участия фирмы в выставке. Эффективность дизайна напрямую зависит не только от качеств дизайнера, но и от правильной постановки задачи.

Становится очевидным, что дизайн стенда — это визуальное послание от участников выставки к посетителям, идущим по проходу между стендами. Важно не то, насколько дорогим и «крутым» будет это послание. Самое главное — использовать возможности дизайна для создания такого «визуального послания», которое будет адекватно воспринято посетителями выставки.

Оптимизация выставочного дизайна усложняется, когда речь идет о выставках-ярмарках и выставках товаров народного потребления. Не секрет, что многие посетители приходят сюда только чтобы купить что-нибудь со скидкой. Тут необходимо твердо решить, нужны ли вам такие посетители, что вы будете с ними делать: привлекать или пытаться отсечь? Сотрудники стенда вынуждены тратить немало времени либо на то, чтобы объяснить, что образцы со стенда не продаются, либо, наоборот, на убеждение, что любую модель можно купить. В результате нередко на красивых гармоничных стендах появляются наклеенные скотчем бумажки типа: «Товар не продается» или «Распродажа». Грамотная планировка стенда позволяет избежать этих проблем. Например, если вы заинтересованы в привлечении только оптовых покупателей, имеет смысл сделать стенд достаточно закрытым, уютным для проведения переговоров, и выставить минимум образцов продукции, заменив остальные каталогами.

Именно так и возникает выставочный дизайн, он является визуальным воплощением концепции фирмы, и это справедливо даже когда речь не идет о сложных дорогостоящих конструкциях, а только о плакате на стене и столе с разложенными образцами. Все фирмы, участвующие в выставках, теми или иными путями формируют дизайн своего стенда. Проблема состоит в том, что они сами не всегда задумываются об этом. Дизайн стенда может быть сложным или простым, профессиональным или дилетантским. Но он присутствует в каждом стенде независимо от желания фирм — экспонентов! Если Вы не продумали текст своего «дизайн — послания», посетители выставки «допишут» его за Вас, и это может оказаться совсем не тем, чего Вы ожидали!