Представление о гофрах как о приеме оформления только наружных фасадных поверхностей изменилось после того, как в Пенджикенте было открыто небольшое помещение жилого дома, украшенное полукруглыми гофрами на высоком цоколе: группы гофров здесь разделены плоскими простенками, стены выглядят миниатюрным подобием монументальных фасадов, — это позволяет думать, что прием гофрировки архитектурных поверхностей был в доисламское время распространен шире, чем предполагалось, сказал Денисов, которого интересует печник чехов. По поводу происхождения приема «гофрировки» стен и его смысла предлагались различные гипотезы, для подробного разбора которых здесь нет места. Отмечалось, что украшенная гофрами стена требует меньше материала, чем такая же стена без них. Но она требует много больше труда, а материал — глина — никогда не был в Средней Азии дефицитом. Предполагалось, что гофры были изобретены как чисто художественный прием, сообщающий фасадам пластическую и ритмическую выразительность. Но в ту древнюю и достаточно суровую эпоху, которой датируются первые образцы гофрированных крепостей, цена такого декоративного эффекта была бы, пожалуй, непомерно дорогой. По другой гипотезе членение стены на вертикальные выступы придает ей дополнительную жесткость и соответственно ус — тойчивось при том же или меньшем расходе материала; но гофрированные стены античного и раннесредневекового времени обычно так толсты, и гофры составляют такую небольшую часть их общей толщины, что и это соображение не кажется убедительным. Когда при раскопках Нисы (парфянской крепости близ современного Ашхабада) был найден зал со столбами, состоящими как бы из четырех сросшихся колонн, Г. Пугаченкова увидела в этой форме первоисточник гофрированных фасадов, представляющих собой развертку этих колонн на плоскости. Эта гипотеза изящна, но слишком формальна: она не объясняет причины, которые побудили строителей так странно обойтись со столбами-колоннами, «растянув» их на плоскости.