В рамках теории индустриальной организации была представлена концепция рынка как индустрии. Методологические основы этой теории были заложены в работе Э. Чэмберлина «Теория монополистической конкуренции». Чэмберлин начинает свой анализ с критики совершенного рынка и совершенной конкуренции, господствующей на нем. По его мнению, неоклассическая теория учитывала только один важный момент в работе рынка — число рыночных агентов. В то время как второй элемент — дифференциация продуктов — упускался из виду. Дифференциация продуктов могла возникнуть в результате приобретения патентов, создания торговой марки и рекламы, а также ряда социальных факторов и общего характера политики правящих кругов. Современный рынок, — утверждал Чэмберлин, — это не единый рынок, где несколько продавцов предлагают купить один тот же товар, а сеть взаимосвязанных рынков, каждый из которых специализируется на определенным товаре. Таким образом, критерием дифференциации рынка выступает товар, отличающийся чем-либо от товара другого продавца. Есть свободное время? Хочешь заработать? Это основание может быть реальным или воображаемым. Благодаря этому условию продавец каждого отдельного рынка становится монополистом. Отсюда он делает вывод, что на рынке господствует не совершенная, а монополистическая конкуренция — момент, который был упущен из виду неоклассической теорией. Данная идея была развита Э. Мейсоном в статье «Цена и производственная политика крупных предприятий». По его мнению, необходимо изучать ценовую политику крупных корпораций, чтобы внести некоторые изменения в неоклассическую теорию цены. Мейсон предположил, что данная цель может быть достигнута путем классификации эмпирического материала на основе структур рынка. Так, рынок и рыночная структура должны быть определены в зависимости от позиции, которую занимает продавец или покупатель. Особое влияние на работу рынка оказывает производственная политика крупных корпораций. Как только они определяются со своей ценовой политикой на рынке, другие участники рынка начинают реагировать на их решения, устанавливая цены на свои товары. Идея Мейсона породила ряд эмпирических исследований в этой области и превратилась в парадигму «структура — поведение — результат». Согласно данному подходу, работа рынка зависит от элементов рыночной структуры — условий входа, концентрации игроков, поведения фирм, рекламы и тайных соглашений между участниками рынка.