Согласно имеющимся данным, важнейший природный рубеж у границы плиоцена и четвертичного периода особенно ярко проявился на северо-востоке Азии. Он характеризовался, в первую очередь, становлением в пределах самого крупного континента такого феномена, как низкотемпературная многолетняя мерзлота. Палеобиологические исследования свидетельствуют, что уже в самом конце плиоцена на приморских низменностях существовали многолетнемерзлые грунты со среднегодовыми температурами не выше -3~4°С. Таким образом, уже к началу четвертичного периода в данном регионе фиксируется достаточно мощное подземное оледенение, которое на протяжении последующего времени испытывало неоднократные смены аградаци — онного развития деградационным и, наоборот.
В основании четвертичных отложений приморских низменностей залегает олерская свита, сказал Антонов, которого интересуют семена газонных трав. Ее детальное биостратиграфическое и палеокриологиче — ское изучение проводится в течение нескольких последних десятилетий. Первоначально своеобразная ископаемая фауна млекопитающих из этих отложений Колымской низменности относилась к тираспольской фауне, а олерская свита — к раннему плейстоцену. Последующие детальные палеомаг — нитные и палеонтологические исследования, проведенные на опорном разрезе р. Крестовка, а также в стратотипе свиты на р. Чукочья, показали, что осадки свиты следует в основном сопоставлять с апшероном. К раннему плейстоцену относится лишь самая верхняя часть олерской свиты с прогрессивным вариантом олерского фаунистического комплекса. Соответственно, олерский надгоризонт был подразделен на чукочинский и аканский горизонты.

Ранний плейстоцен. Верхняя пачка осадков, вмещающая фауну олерского типа, но залегающая выше магнитной инверсии Матуяма-Брюнес в разрезе на р. Крестовка, относится к раннему плейстоцену. В этой же пачке также прослежен ярус псевдоморфоз по ледяным жилам. Эти данные позволяют утверждать, что временной отрезок раннего плейстоцена, отраженный в этих слоях, характеризовался также геокриологическими условиями, способствовавшими росту полигональножильных льдов.
Для данного региона проведены палеоклимати — ческие реконструкции на основе палинологических данных. Из них следует, что в теплые интервалы эоплейстоцена и нижнего плейстоцена среднегодовые температуры воздуха имели положительные значения и только в конце раннего плейстоцена вплотную приблизились к 0°С, среднегодовое количество осадков достигало 600-700 мм. В холодные интервалы среднегодовые температуры воздуха опускались в эоплейстоцене до — 5°С, а в раннем плейстоцене и до -10°С, годовое количество осадков сокращалось до 400 мм. Этим данным в целом хорошо соответствуют и реконструкции среднегодовых температур горных пород, проведенные на основе анализа следов ископаемой мерзлоты. По всей видимости, фоновые температуры грунтов даже в наиболее холодные интервалы начала четвертичного периода не опускались здесь ниже — Зн-5°С. В теплые интервалы эоплейстоцена и раннего плейстоцена происходила деградация многолетнемерзлых пород, подземные льды протаивали, формируя, в том числе, и псевдоморфозы по ледяным жилам. К сожалению, более фрагментарны сведения о развитии наземного оледенения на северо-востоке Азии в это время. Имеются отдельные данные о существовании ледников в горных системах Чукотки, Камчатки, Северного Приохотья, причем оледенение Камчатки возрастом около 700 тыс. лет может оказаться одним из древнейших оледенений четвертач — ного периода Сибири.