Состояние Киева в первые годы после завоевания монголамиО состоянии Киева в первые годы после завоевания монголами известно также из часто упоминаемых в различных изданиях путевых записок францисканского монаха Джованни де Плано Карпини. Через шесть лет после нашествия хана Батыя, Карпини, направляясь с посланием папы Римского в столицу Монгольской империи Каракорум, проезжал через завоёванное кочевниками Поднепровье. В своих записках папский посол отмечал, что монголы разрушили в Руси многие города и крепости, уничтожили население, поэтому «когда мы ехали через их Землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие в поле». Киев, по свидетельству де Плано Карпини, «сведён почти на нет: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве». В свете полного запустения после монгольского нашествия бывшей столицы Руси и продолжающихся набегов кочевников толкуется и известие летописей под 1300 г. о том, что митрополит Руси Максим, «не терпя татарского насилия, остави митрополию и збежа из Киева, и весь Киев разбежался». Невиданное ожесточение и сильные разрушения, сопровождавшие взятие Киева войсками Батыя, помимо письменных источников подтверждаются результатами археологических раскопок. Вместе со следами многочисленных пожаров, в разных частях города были найдены массовые захоронения его защитников и мирных жителей, содержащие останки тысяч людей. В могиле, обнаруженной возле валов самой древней части Киева «города Владимира», человеческие останки лежали сплошным полутораметровым слоем протяжённостью более 14-ти метров. Подтверждает археология и почти полное разрушение в 1240 г. Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Приведённые данные со всей очевидностью свидетельствуют, что завоевание действительно имело катастрофические последствия. Однако самые серьёзные разрушения вовсе не означают неизбежность обязательного запустения переживших трагедию земель. В истории человечества в равной степени можно найти как примеры исхода людей из опустошённых врагами мест, так и свидетельства неоднократного возрождения разрушенных городов и селений.