Борьба между архиереямиОднако настоящая борьба между архиереями и стоявшими за ними литовским и московским государями развернулась, когда стал решаться вопрос об обладании первым духовным центром православия на Руси — Киевом. В том же 1354 г. митрополит Роман предпринял попытку явочным порядком подчинить Киев своей духовной власти. Однако попытка его закончилась неудачей, ибо, как указано в летописи, «приде со Литвы Роман чернец на митрополию и выйде, не принята его кияне». По-видимому, антилитовская политика возглавляемой Алексием церковной иерархии создавала серьёзные препятствия для расширения влияния митрополита Романа и князя Ольгерда в киевском регионе. Взаимные жалобы митрополитов привели к разбирательству между ними на патриаршем соборе. Желая урегулировать конфликтную ситуацию, патриарх в 1356 г. подтвердил полномочия Алексия на киевскую епархию, но это решение существенного значения уже не имело. На календаре было начало 60-х гг. XIV столетия, и в дело вмешалась светская власть, с её более весомыми, чем церковные постановления, аргументами. Стремительно расширявшееся Великое княжество Аитовское в последние годы вплотную приблизилось к границам непосредственных татарских владений, и на пути конницы князя Ольгерда лежал Киев. Судьба древнего города и духовной власти в нём должна была решиться на полях сражений с ордынцами. Итак, уважаемый читатель, мы подошли к событиям, связанным с реальным, и на этот раз несомненным, освобождением украинских территорий от татарского господства. Все прежние эпизоды проникновения литовских князей в Среднее Поднепровье и Подолье, и даже их правление в Галичине и Волыни, вряд ли могут рассматриваться как намерение Великого княжества Литовского открыто выступить против верховной власти Золотой Орды над этими землями.

Следует заметить, что на протяжении 1350-х гг. великий князь Ольгерд необходимости вступать в борьбу с татарами за распространение своего влияния на новые славянские территории тоже не испытывал.