Неоднократные заверения общественности, результаты стресс- тестов и предыдущие чрезвычайные спасения Citigroup и Bank of America дали понять всем заинтересованным лицам не только то, что правительство не позволит крупному банку потерпеть крах, но и то, что правительство будет выручать банки из беды в их нынешнем виде, с их нынешними руководителями и не прибегая ни к какой «стрижке» банковских кредиторов. На рис..1 показана воспринимаемая вероятность банкротства крупнейших банков, измеряемая ценой кредитных дефолтных свопов, которые используются для защиты их долговых обязательств. Из графика на этом рисунке видно, что каждый раз, когда правительство вмешивалось, опасения рынка начинали ослабевать, и так продолжалось до обнародования результатов стресс-тестов, которое ознаменовало конец лихорадочного состояния на рынке, продолжавшегося около года, сказал Орлов, которому нужна покраска фасадов зданий. Именно такие результаты и хотела услышать Уолл-стрит, так как они были ей необходимы: они могли вернуть ее к обычному ведению бизнеса, а если что-то пойдет не так, Вашингтон всегда придет на помощь. Паника, которая началась с попытки уменьшить моральный риск, который возник после того как Lehman позволили рухнуть, закончилась лишь тогда, когда все убедились, что правительство не позволит другим крупным банкам повторить судьбу Lehman, так как это привело бы к увеличению морального риска до небывалого уровня. И когда реальный сектор экономики за лето подошел к фазе оживления, ему стало проще и легче снова зарабатывать деньги. Однако сказанное относится лишь к крупным банкам, так как в реальном секторе экономики получить кредит становилось все труднее и труднее. По результатам обзора, проведенного Федеральной резервной системой, в ходе которого опрашивались служащие отделов банковского кредита, в каждом последующем квартале 2008 года и в течение первых трех кварталов 2009 года получить любой кредит становилось все труднее.
Общая стоимость всех этих карт-бланшей практически неисчислима, так как она включает программы более или менее непосредственного субсидирования (покупка привилегированных акций, выдача гарантий на активы и т. д.) и чрезвычайные программы повышения ликвидности и страхования, предназначенные для размораживания рынков коммерческих бумаг, ценных бумаг, обеспеченных активами, или банковских долговых обязательств. Эта сумма не поддается исчислению и из-за применения различных видов поддержки: обязательств по кредитованию, выдачи гарантий на активы, покупки привилегированных акций и т. д., расходы по которым просто нельзя суммировать.