Король КазимирПо характеристике польского историка Вл. Грабеньского, король Казимир, имевший при вступлении на трон далеко не лучшую репутацию, в зрелые годы «смотрел на уважение к закону как на основу общественного порядка, на строгое отправление правосудия как на главную обязанность правительственной власти. Он был в равной мере враждебен как высвобождению духовенства из-под верховенства государственной власти, так и своеволию магнатов и шляхты». Для наблюдения за исполнением законов Казимир ввёл в разных частях страны генеральных старост и наделил их почти королевской властью. Его подданным поначалу было трудно примириться с вводимыми королём порядками. Шляхта, привыкшая за долгий период удельной раздробленности «к лености и разбоям», волновалась, создавала направленные против короля союзы, но Казимир сурово усмирял противников своих преобразований. В то же время понимая, что укоренение порядка, основанного на повиновении закону, не может проводиться только властью одного короля, Казимир принимал меры для подготовки людей, которые понимали и поддерживали бы его замыслы. Для этого в 1364 г. король основал в Кракове академию, ставшую вторым подобным учебным заведением Центральной Европы, после учреждённого императором Король Казимир Великий Карлом IV Пражского университета. В академии было создано одиннадцать кафедр; восемь из них предназначались для преподавания правоведения, две медицинских и одна — свободных наук. Краковская академия должна была стать высшим звеном существовавшей в то время в Польше системы образования. В соответствии с общеевропейской практикой в основе польской средневековой образованности лежало изучение так называемых «семи свободных искусств», которые подразделялись на две группы: trivium и quadrivium. Обучение начиналось с освоения «тривиума», включавшего в себя грамматику, риторику и диалектику, при этом грамматика изучала латынь, риторика знакомила с латинскими авторами и азами искусства красноречия, а диалектика обучала логическим приёмам мышления.