Сложные ледяные отложения являются сочетанием гололеда и зернистой изморози: зернистая изморозь откладывается на гололеде, либо гололед — на зернистой изморози. В осенне-зимний и весенний периоды на поверхности самолетов, стоящих на земле, может образоваться любой из указанных видов льда, при этом преобладание того или иного вида ледяных отложений зависит от климатических условий района базирования самолетов. Иней и кристаллическая изморозь имеют небольшую силу сцепления с поверхностью самолета и поэтому легко удаляются механическим способом, рассказал Новиков, которого интересует лечение облысения. Остальные виды отложений, особенно гололед и оледенелый снег, прочно пристают к металлической обшивке самолета.
По некоторым данным вертикальная сила отрыва льда от поверхности твердых тел площадью 1 См2, которые хорошо смачиваются водой, в среднем равна 20 КГ. Например, лед от меди отрывается с вертикальной силой 21 КГ, Лед от стекла — с силой 19 КГ и лед от железа — с силой 20 КГ. Для веществ, которые плохо смачиваются водой, вертикальная сила отрыва льда меньше и составляет, например, для полистирола 2,2 КГ. Величина горизонтальной силы отрыва с площади 1 См2 льда меньше вертикальной силы и по проведенным исследованиям равна для пары лед — стекло 8,5 КГ, лед — алюминий — 7,6 КГ. Ниже приведены данные зарубежной печати по определению адгезии льда к различным материалам при температуре — 25°С: от стали полированной отрывается с силой 12,97 КГ; от шероховатой поверхности больше, чем к полированной. Так, лед на заклепочных швах имеет большую силу сцепления, чем на гладких поверхностях. Кроме того, на силу прилипания льда влияют условия, при которых замерзает вода. Если вода охлаждается постепенно от положительной температуры до отрицательной, например, от +10 до —30°С, то лед прочно пристает к поверхности самолета. В случае же охлаждения при отрицательной температуре сцепление льда с твердым телом получается слабым и происходит не по всей площади соприкосновения, а только в отдельных местах.