Поход Дмитрия Московского на ТверьПоход Дмитрия Московского на Тверь в 1375 г. вызвал гнев Константинопольского патриарха и его эмиссара Киприяна. Литовские князья умело воспользовались этим гневом для возобновления переговоров о создании независимой от Москвы Литовской митрополии. Ольгерд совместно с Кейстутом обратились с соответствующей просьбой к патриарху, подкрепив её угрозой принять в своих владениях «епископа от латинской церкви». Необходимыми условиями для реализации своей угрозы литовцы располагали вполне, поскольку ещё два года назад папа Римский официально обратился к ним с предложением принять католическое вероисповедание. Свою роль сыграл, видимо, и доклад, представленный патриарху его представителем. Соборное определение патриарха Нила сообщает, что Киприян «…по приезде в Царьград написал патриарху ябеду, наполненную множеством обвинительных пунктов». В такой ситуации у патриарха Филофея иного выхода не оставалось и в 1375 г. он посвятил Литовским митрополитом хорошо знакомого Гедиминовичам Киприяна. При этом было определено, что после смерти митрополита Киевского и всея Руси Алексия, Киприян наследует его место, а Литовская и Киевская митрополии вновь объединяются в одну церковную область. Не сумев противостоять требованиям литовцев, патриархия решила, по крайней мере, принять меры предосторожности от распространения автокефальных настроений среди православных Восточной Европы. Став митрополитом, Киприян, очевидно надеясь на свержение Алексия, над которым тяготели обвинения в различных преступлениях, направился в Москву. Однако князь Дмитрий «не прия его». Литовский митрополит обосновался в Киеве, отняв тем самым у московских митрополитов «первое седалище архиерейское» и занялся управлением епархий, расположенных во владениях великого литовского князя. Позднее Киприян ставил себе в заслугу, что в 1376-1378 гг. он многие «мъста церковная, запустошена давными лъты» и оказавшиеся во владении князей и бояр, сумел «доискаться» и вернуть в управление церкви. Очевидно, усилия Киприяна по восстановлению церковных владений и доходов не были напрасными, так как согласно «Записи о денежных и медовых данях, взимаемых с Киевской митрополичьей отчины» на содержание его двора в Киеве давали натуральный и денежный оброки 8 софийских сел, 33 боярских села и «земли».