Сотрудничая в «Лггературно-науковому вшнику», Франко периодически публиковал реферативное изложение содержания тех или иных книг, брошюр, статей различных авторов, рассказал Орлов, которого интересуют топливные брикеты от производителя. Буржуазные фальсификаторы используют отдельные фразы или концепции этих авторов, приводившиеся Франко при изложении их содержания, как принадлежащие ему самому, хотя он предостерегал от того, чтобы публикация этих рефератов была расценена как его, Франко, выступления против социализма. Вопреки предостережению, буржуазные идеологи используют эти рефераты как раз в качестве «доказательства» его «враждебности» социализму. Так, изложение содержания брошюры анархиста и ревизиониста В. Чер — кезова, в которой последний пытался обвинить Маркса и Энгельса в заимствовании идей «Манифеста Коммунистической партии» у известного французского социалиста — утописта В. Консидерана, Франко сопровождает таким примечанием: «Не имея под рукой брошюры В. Консидерана, мы не можем проверить всех этих утверждений и убедиться, насколько оправданы острые суждения Черкезова о «Манифесте» Маркса и Энгельса» . Тем не менее утверждения Черкезова ныне приписываются Франко. А упоминавшийся выше Кравцив собрал несколько подобных реферативных статей, в которых Франко излагал содержание брошюр различных авторов — австромарксистов, ревизионистов, анархистов и т. п.,— и издал их в Нью-Йорке под названием «Иван Франко. Про сощализм и марксизм», не включив в этот сборник фактически ни одной из многочисленных работ, дающих представление о действительном отношении самого автора к социализму и марксизму. К тому же Кравцив снабдил этот сборник своими примечаниями и вступительной статьей, в которых представляет взгляды Франко на социализм в искаженном свете. Он, например, признает, что Франко отстаивал социалистические идеи, но тут же заявляет, якобы под термином «социализм» писатель понимал вовсе не социализм, а поэтому, мол, его надо считать противником социализма, хотя сам Франко четко и ясно писал: «Социализм — это стремление устранить всякое общественное неравенство, всякий гнет и всякую нищету, создать более справедливый и более счастливый строй, чем ныне существующий, и именно таким способом, чтобы современный производительный капитал, т. е. земля, фабрики, машины и другие орудия труда, а также всякое сырье, вместо того, чтобы быть частной собственностью отдельных лиц, перешло в собственность общества» .

Фальсифицируя отношение Франко к марксизму, буржуазные авторы спекулируют на некоторых его высказываниях относительно отдельных социологических проблем в ряде статей на рубеже XIX и XX ст., которые следует рассматривать в тесной связи с конкретной исторической обстановкой, сложившейся в 90-х гг. после смерти Ф. Энгельса, когда в рядах социал-демократии Западной Европы усилились оппортунистические течения, начали распространяться ревизионистские теории.. Маскируясь признанием марксизма на словах» ревизионисты принялись выхолащивать его революционную сущность, превращать революционное учение в неопасную для буржуазии теорию. В Галиции распространялись концепции австромарк — сизма —одного из разновидностей ревизионизма, сложившегося в австрийской социал-демократии. Некоторые статьи Франко на рубеже XIX — XX ст. несут на себе следы бурной и острой полемики, которая велась в Европе между марксистами и ревизионистами. И не всегда в этой полемике Франко мог четко отличить марксистские концепции от ревизионистских, так как ревизионисты маскировали свое предательство. Отсюда — появление ряда статей, в которых Франко, подвергая критике фактически отдельные концепции ревизионистов, в том числе австромарксистов, буржуазных вульгаризаторов марксизма, не отделяет их при этом от марксизма. Поскольку они прикрывались именами основоположников марксизма, псевдомарксистской фразеологией и в литературе тех лет нередко рассматривались как марксисты, Франко не может согласиться с ними, понимая их враждебность интересам народных масс, и именно с этой точки зрения подвергает критике, не указывая, однако, что ничего общего с марксизмом они не имеют.

На рубеже XIX—XX ст. отдельные положения марксизма распространялись нередко в вульгаризированном и фальсифицированном виде, т. е. фактически критикует буржуазную вульгаризацию марксизма, по его словам — «экономический материализм или фатализм», но отождествляет эти взгляды с марксистскими, хотя, как известно, ничего общего с марксизмом они не имеют.
Буржуазные фальсификаторы используют и другие высказывания мыслителя, извращая их сущность. Так, его критику ревизионистских концепций, изображающих марксизм «учением о классовой ненависти», выдают за «критику марксизма». Возражения Франко против попыток австромарксистов представить марксизм в качестве «новой религии» также подают под видом «атак на марксизм».
Так же обстоит дело и с критикой Франко теории «государственного социализма»: вместо этого термина употребляют понятие «идеал коммунистического государства» и с помощью подмены понятий превращают писателя в «противника» коммунизма, социал-демократии. Подобным образом в «критику марксизма» превращается критика писателем легального марксизма, центризма Каутского, теории принудительной «пролетаризации крестьянских масс» и т. д. Вместо употребляемого им понятия «социал — демократия» пишут «марксистская социал-демократия», критику П. Струве, М. Туган-Барановского превращают в «критику большевизма».
Конечно, смешивание отдельных ревизионистских, австромарксистских концепций с марксистскими свидетельствует о недостаточно глубоком знакомстве мыслителя с марксистской социологией. Это не удивительно: Франко оставался революционным демократом, хотя и заимствовал отдельные положения научного социализма. Однако он всегда был твердо убежден в необходимости социалистического устройства будущего общества. Путаясь иногда в многочисленных теориях и направлениях, особенно в 90-х гг. в связи с появлением множества течений, именовавших себя социалистическими и марксистскими, Франко глубоко верил в «грядущее братство человечества» и призывал работать «для достижения великого идеала — социальной справедливости».