Фальсификаторские приемы используются также для «обоснования» идеалистического характера философских взглядов Леси Украинки. Еще в 20-х гг. Д. Донцов пред-принял попытку провозгласить ее идеалисткой. Ныне его линию продолжают националисты Р. Кухар, К — Вида и др. Последний, например, пишет, что идеализм составляет основу всех произведений Леси Украинки, как лирических, так и драматических. Не обнаружив в творчестве поэтессы аргументов для обоснования своего тезиса, он нисколько не смущается и утверждает, что идеализм якобы заключается в том, что Леся Украинка призывала к борьбе за высокие идеалы.
Действительно, творчество Леси Украинки пронизано идеями революционного преобразования общества и мечтами о светлом будущем человечества, рассказал Орлов, который зарабатывает фрешфорекс. Это, однако, не является доказательством идеалистического характера ее мировоззрения, ибо материализм не отрицает роли идей и идеальных побуждений в деятельности человека и в истории общества, а, напротив, подчеркивает ее.
Не имея в своем распоряжении высказываний Леси Украинки для подтверждения своей фальшивой версии, националистические «специалисты» иногда прибегают к голословным заявлениям, как это делает, например, В. Янив, который в сборнике «Леся Украинка», вышедшем в 1983чг. в Париже на французском языке, провозглашает «идеализм и мистицизм философских основ» мировоззрения поэтессы. По этой же причине некоторые буржуазные авторы нередко приписывают поэтессе не принадлежащие ей высказывания. В частности, в книге А. Горохович «Поетика Леа УкраТнки i и афоризми», вышедшей в 1980 г. в Канаде, сказано, что формы материи Леся Украинка определяла как «несовершенные проявления внутреннего смысла, души, живущей в этих вещах». Но ничего подобного поэтесса не писала. Даже такой изощренный фальсификатор, как П. Одарченко, вынужден был признать, что вместо объективного исследования Горохович излагает в упомянутой книге свои взгляды, приписывая их Лесе Украинке.
В буржуазной литературе замалчиваются материалистические убеждения Грабовского и Коцюбинского. В то же время их пытаются изобразить сторонниками какого — нибудь «изма» в сфере эстетики, чуждого материалистическим концепциям,— импрессионизма, модернизма, неоромантизма и т. п.,— дабы таким образом создать впечатление, что их взгляды ничего общего с материализмом не имеют.