Здравствуйте.

За уже приличный опыт осмотра мотоциклов перед покупкой у меня подобралась небольшая подборка шишек, набиваемых покупателями при покупке своих первых мотоциклов. Причем я тоже со своей стороны наделал ошибок, своевременно не предупредив покупателей и не введя их в курс законов нашего рынка мотоциклов, полагая, что многие вещи понятны всем по дефолту. Оказалось – нет, не понятны. Ну что же, оформляю статью с подборкой самых частых заблуждений и ошибок допускаемых при покупке первых мотоциклов.

на что обратить внимание при покупке первого мотоцикла

Могу сказать, что указанные в этой статье типичные ошибки относятся даже не совсем к покупке мотоциклов, но вообще к покупке любых транспортных средств.
Сразу добавлю, что ни один из покупателей, для которых мы подбирали мотоциклы, не потерял денег и не был обманут, но в ряде случаев это оказалось результатом банального везения. Нашего везения в том числе, поскольку будучи более опытными в вопросах покупки мотоциклов, нам просто стыдно влипать на мелочах. Но мы намотали на ус свои ошибки, а вы наматывайте на ус наши.

Пробег.

Да, я решил начать с банальностей. Пробег мотоциклов скручивают, это ни для кого не секрет, но в каждом теплится надежда на то, что его не обманывают :) Но миф не в этом. Оказывается, многие думают, что при покупке мотоцикла из Японии они смогут обезопасить себя от скрученного пробега. Конечно, это не так. Во-первых, пробег мотоцикла далеко не всегда скручивается намеренно злодеями-поставщиками. Достаточно часто он “обнуляется” после установки новой приборной панели (в зависимости от мотоцикла). Сами японцы тоже крутят, это совершенно точно, поскольку я видел несколько мотоциклов только из Японии, к предпродажной подготовке которых еще не приложили руки, с небольшими пробегами по приборке и реальным пробегом более 100 000 км., который мы оценили по косвенным признакам.

Второе распространенное заблуждение – считать, что Япония – маленький остров, ездить там негде и это значит, что пробег мотоцикла из Японии будет небольшим. По логике, да, действительно, масштабы нашей страны измеряются локтями по карте, в Японии же и на дальняк выехать особо некуда. НО! Эта цепочка рассуждений касается сравнительно новых мотоциклов. Десятилетние и старше мотоциклы все равно обычно уже имеют более 100 000 км. пробега, ведь даже в наш короткий сезон проехать по городу 12 000 км просто с работы/на работу – это норма. А в Японии сезон подлиннее будет :) В Европе, соответственно, тоже климат помягче.

Примерно прикинуть реальный пробег мотоцикла можно по косвенным признакам. Если вам пытаются впарить мотоцикл 1992 года с 20 000 км. пробега, протертым до дыр седлом и стертыми до обмылков тумблерами на пультах – не ведитесь.

Подмена объявлений.

Прикольный метод заманухи клиентов, используемый не очень честными мото-салонами. Не часто, но бывает. Смысл в том, что в объявлении о продаже мотоцикла в Интернете указывается другой год выпуска… Посвежее года эдак на три-четыре. Когда приходишь в салон и говоришь, вот хотел бы посмотреть ту черную Сибишку с объявления, тебе говорят: “да не вопрос, вон она в углу стоит”.

Если обман раскрывается до подписания договора, говорят, что это единственный мотоцикл и объявления с ошибкой быть не могло и отбрехиваются другими способами. Если уже при подписании договора – клиент, уже занесший руку над бумагой обычно не отказывается. Бывает, что и вообще ничего не замечают :)

Стоит сказать, что эта обманка используется в основном по отношению к старым мотоциклам.

Продажа мотоцикла индивидуальным предпринимателем.

В ИП нет ничего плохого, но надо понимать две вещи
1. ИПшник торгует мотоциклами профессионально. Деятельность поставлена на поток.
2. Мотоцикл может быть либо пригнанным из Японии/Европы/США, либо собранным из запчастей после удара – иначе денег не сделать.

Если по документам вы первый владелец в РФ, то все ок, но если вы покупаете мотоцикл у ИП, и в ПТС уже вписано несколько владельцев в России, особенно тщательно проверяйте раму и прочие элементы конструкции мотоцикла, которые страдают при ударе или падении. Не исключено, что ИПшник просто перекупил мотоцикл, продавашийся по выгодной цене у какого-нибудь олуха с пометкой “есть жена, дети, жить хочу”. Но также есть нехилый шанс, что это восстановленный после удара/клина движка мотоцикл.

Залог и задаток.

Эти два понятия многие путают. В случае покупки мотоцикла мы говорим именно о задатке (глава 7 Гражданского кодекса РФ если че ;) ).

Типичная ситуация.
Покупатель приезжает на осмотр мотоцикла, мотоцикл ему нравится, но но решает вызвать спецов для осмотра технической части, оставив продавцу пятитысячную бумажку, чтобы он не продал мотоцикл до момента осмотра.
Потом приезжаем мы и… видим, как из гаража выкатывается такое помоищще!!! :( Естественно, мы говорим покупателю, что мотоцикл покупать не стоит, лучше обратить внимание на другой. Далее происходит примерно такой разговор разочарованного покупателя с продавцом.
— От мотоцикла отказываюсь, верните залог.
— Деньги остаются у нас, т.к. это не залог, это – ЗАДАТОК.

Понятно, да? Мне казалось, что всем понятно, пока я не стал свидетелем аж двух подобных ситуаций.
П. 2 статьи 381 ГК РФ об этом: если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Главный вывод: оставляйте задаток только в том случае, если твердо приняли решение о покупке мотоцикла, и следующим шагом является подписание договора купли-продажи.

Салон – гарантия чистоты сделки.

Это не так. Вот вам история из жизни. Смотрели клиенту чоппер, катались по салонам, но, то сальники текут, то не заводится. Наконец нашли хороший экземпляр. Большой тапок – Honda VTX 1800. Все отлично, и даже небольшой тюнинг присутствует. Говорю, берем, договариваемся о задатке, клиент меня благодарит и отправляется снимать задаток в банкомат. Документы я не смотрел, мне сказали, что сами разберутся, но, наверное, я должен был настоять и проверить все сам.

В итоге оказалось, что в ПТС мотоцикла номер рамы написан не в той строке: не в п. 7 (Шасси), а в п. 8 (Кузов). Гайцы ставить на учет с таким ПТСом отказались, а попытка вернуть мотоцикл естественно окончилась ничем, даже с предложением обменять на другой мотоцикл, дороже по стоимости, в том же салоне. Столкнули – и гуляй, Вася.

Потом через таможенников пришлось вносить изменения в ПТС, все удачно, но осадочек остался.

Пока все. Как наберется еще – выложу.

Все.