Киевская держава была не единственным православным государствомПри этом как-то забывается, что Киевская держава была не единственным православным государством, независимым в политическом отношении от Византийской империи, а огромность территории страны сама по себе никаких преимуществ не создавала. В юридическом же отношении митрополия Руси никаких льгот не имела и по всем канонам являлась обычной митрополией Константинопольского патриархата. Нельзя говорить и об особой престижности среди церковных деятелей патриархии «Руской митрополии». За 312 лет, прошедших с момента утверждения в Киеве митрополичьей кафедры и до её перемещения во Владимир-на-Клязьме, двадцать пять человек из двадцати восьми, носивших сан митрополита Руси, были по происхождению греками. Их кандидатуры подбирались в Константинополе или Никее из числа духовных особ, так или иначе известных патриархии, однако ни разу в Киев не был направлен в качестве митрополита известный всему православному миру выдающийся церковный деятель или богослов. Известен истории и факт самовольного оставления архиереем-греком порученной его попечению митрополии Руси.

Не участвовали киевские митрополиты и в работе созываемых патриархами соборов, так как из-за значительной удалённости Киева от Константинополя появлялись при патриаршем дворе крайне редко. Безусловно, это не мешало многим из митрополитов пользоваться заслуженным уважением своей паствы, но далеко не всегда деятельность ставленников Константинополя соответствовала чаяниям великих киевских князей. Не удовлетворившись простым согласованием предлагаемых патриархией кандидатур, киевские государи не раз предпринимали попытки самостоятельно поставить во главе церкви Руси собственных избранников. Первым предпринял такую попытку столь много сделавший для христианства на Руси князь Ярослав Мудрый.