Термин Россия Малороссия ВеликороссияТермин «Россия», «Малороссия», «Великороссия» и все производные от них слова — это произведения вселенских патриархов, которые были вынуждены различать между «украинцами» и «москалями» те территории, которые эти два народа занимали. По сведениям же Н. Яковенко, в церковноадминистративном значении Константинополь употреблял понятие «Micra Rossia» для обозначения украинских епархий Киевско-Галицкой митрополии вплоть до их подчинения Московскому патриарху в 1686 г. Первая Галицкая митрополия просуществовала недолго

Чуть более сорока лет, но начало процессу разделения православной митрополии Руси было положено. Как верно отметила украинский автор О. Русина: «Своим отъездом из Киева Максим фактически начал деструктивные по отношению к единству православной Церкви процессы, которые через полтора столетия увенчались формированием на территориях бывшей Древней Руси двух параллельных митрополий». Эти процессы продолжались и при следующем митрополите Петре. В конце 1320-х годов его кафедра фактически переместилась в Москву, поскольку, по выражению С. М. Соловьёва, московский князь Иван Калита «умел приобресть расположение» митрополита. Интересна в этой связи позиция Константинопольского патриархата, который, не желая ухудшать отношения ни с союзником Византии золотоордынским ханом, ни с имеющим тесные связи с католической Европой королём Юрием I, санкционировал разделение «Руской митрополии». Несколько нарушая последовательность нашего рассказа, сообщим, что ещё одна причина перемещения центра Киевской митрополии содержится в документах патриаршего собора 1354 г., и причина эта имеет сугубо прагматический характер. Грамота, написанная Константинопольским патриархом на основании постановления указанного Собора, упоминает уже знакомое нам «крайне тяжелое состояние» Киева, который «очень потерпел от страшного напора со стороны» монголов. По мнению украинского автора В. И. Стависского, появление в документах патриархии слухов о разрушении Киева, произошло благодаря лицам, близким к тогдашнему Киевскому митрополиту Феогносту, что «давало ему и его наследникам возможность, проживая вопреки каноническим правилам в Москве», успешно противодействовать разделению митрополии Руси.